Федеральный стандарт «Учётная политика, оценочные значения и ошибки» и учётная политика учреждения госсектора с 2019 года

В 2019 году учреждения госсектора в обязательном порядке должны применять положения федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Учётная политика, оценочные значения и ошибки». Поэтому утвердить новый локальный документ привычными способами не получится. Методические рекомендации по
применению стандарта уже доведены письмом Минфина России от 31 августа 2018 года
№ 02-06-07/62480.
Нормами данного федерального стандарта следует руководствоваться при ведении бухгалтерского (бюджетного) учёта начиная с 1 января 2019 года, а при составлении бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчётности – с отчётности 2019 года.
Основная суть СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки» заключается в том, что стандарт устанавливает единые требования к формированию, утверждению и изменению учётной политики, а также правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчётности:
  • последствий изменения учётной политики;
  • оценочных значений;
  • исправлений ошибок.
Из вышеуказанного следует, что с 2019 года учётная политика каждого государственного (муниципального) учреждения претерпит существенные изменения.
Что же обязательно должно быть в учётной политике учреждения госсектора? Ответ на этот вопрос содержится в пункте 9 СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки». Согласно данной норме в обновленном варианте документа должно быть, как минимум, 8 разделов. Однако нам следует учитывать, что требования к учётной политике содержатся и в иных нормативных правовых актах, а именно:
  • СГС «Концептуальные основы» (п.п. 22, 31, 34, 80);
  • СГС «Основные средства» (п.п. 8, 9, 10, 27, 28, 36, 40);
  • СГС «Информация о связанных сторонах» (п.п. 8, 10);
  • СГС «Непроизведённые активы» (п. 7);
  • СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (п. 7);
  • Инструкции, утверждённые приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н (п.п. 6, 10, 11, 14, 19, 21, 21.1, 35, 45, 66, 67, 103, 104, 126, 135, 143, 145, 199, 204, 217, 236, 257, 282, 299, 300, 301, 302, 302.1, 313, 318, 337, 349, 370, 371, 373).
В то же время учётная политика не должна содержать положения, дублирующие фразы нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учёта. Другими словами, в локальный документ мы не должны переписывать методы, правила, способы ведения бухгалтерского учёта, однозначно установленные СГС «Концептуальные основы» и Инструкцией № 157н, так как данные нормы значительно перегружают и без того достаточно объёмный документ. Яркими примерами служат такие формулировки, как: «при ведении бухгалтерского учёта применяется метод начисления», «объекты основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списываются с балансового учёта с одновременным отражением объектов на забалансовом счёте 21 «Основные средства в эксплуатации» и т. п.
В определённых ситуациях учреждению разрешено вносить изменения в учётную политику. Однако перечень случаев, когда возможны такие коррективы, достаточно узок.
Изменения учётной политики возможны в случаях, когда:
  • изменяются требования, установленные законодательством РФ о бухгалтерском учёте, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • разрабатывается или выбирается новый способ ведения учёта, повышается качество информации об объекте бухгалтерского учёта;
  • существенно изменяются условия деятельности экономического субъекта.
Вместе с этим, изменениями учётной политики не считаются:
  • применение правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учёта для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее (пример: переход учреждения на выплату заработной платы в безналичной форме расчётов в рамках реализации «зарплатных проектов», при условии, что ранее выплата заработной платы осуществлялась наличными деньгами (через кассу);
  • утверждение нового правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учёта для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности субъекта учёта впервые (пример: учреждением стал осуществляться новый вид деятельности).
В качестве новшества обратим внимание на тот факт, что, начиная со следующего года, учреждения госсектора обязаны будут публиковать основные положения учётной политики и (или) копии документов учётной политики на своих официальных сайтах и подробно раскрывать её положения в отчётности. Данное обстоятельство наводит мысли на то, что в скором времени и сама учётная политика, и каждое её изменение могут стать объектом пристального внимания контролирующих органов.
Мораль такова:
1. Учреждение госсектора должно с предельным вниманием изучить положения СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки» и Методические рекомендации по применению федерального стандарта;
2. Ответственным за подготовку учётной политики лицам не стоит подходить к её составлению формально;
3. Учреждению необходимо не только разработать учётную политику, но и обеспечить её надлежащее исполнение.
Статья подготовлена экспертами компании «Учёт в БГУ», г. Саранск
«Учёт в БГУ» является лучшим партнёром фирмы КАМИН
по продажам в 2018 году
и зарекомендовала себя как эксперт
в области бухгалтерского учёта и отчётности.

учётвбгу.рф
8 800 250 88 37
(звонок бесплатный)