Успех фирмы «Тойота»

В рубрике «Книжная полка» представляем вам популярную книгу Джеффри Лайкера «Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира».

Успех фирмы «Тойота» и качество производимых автомобилей этой марки многие годы не дают покоя ведущим менеджерам и бизнесменам всего мира. Опыт компании изучают, анализируют и пишут об этом книги. Одним из лучших изданий об успехе фирмы «Тойота» признана книга профессора Джеффри Лайкера.

Немного об авторе книги: Джеффри К. Лайкер (Jeffrey K. Liker) в 1979 году окончил Северо-Восточный университет США. В 1989 году завершил обучение в Университете штата Массачусетс и стал профессором кафедры организации и инженерного обеспечения производства. С 1998 года он возглавляет консультационную фирму Optiprise, основным направлением деятельности которой является организация бережливых производств.

В этой книге автор рассказывает читателям об истории возникновения и развития компании «Тойота», о философии и культуре компании, о производственной системе «Тойоты» – TPS (Toyota Production System). Эти составляющие и привели её к процветанию.

Создание производственной системы TPS началось в 1948 году с внедрения Киитиро Тоёда (основатель фирмы Toyota Motor Corporation) принципа «точно в срок». Со временем она развивалась и дополнялась. В её составе появилась система управления производством «Канбан» – инструмент, который используется для управления потоком. «Канбан» в переводе с японского – «бирка», «карточка», «квитанция» или «сигнал». Дополнилась система и устройствами «Андон», помогающими визуально контролировать производственную зону. Эти устройства предупреждают рабочих о дефектах, нарушениях в работе оборудования или иных проблемах с помощью световых, звуковых и тому подобных сигналов. В производственную систему была включена концепция «бережливое производство».

Целостная производственная система сформировалась к 1961 году. С 1980 года формируется новая концепция, которая стала называться «Всеобщая производственная система «Тойоты» (T-TPS)». Перед ней стоят уже другие задачи:

  • сокращение времени производственного цикла;
  • завершённость собственных операций;
  • стандартизированная работа, устранение потерь, высвобождение (перераспределение) линейного персонала;
  • активизация персонала и производственных участков;
  • опережающее совершенствование при разработке новых видов продукции (параллельный инжиниринг, подготовка пусконаладочных работ и массовое производство).
О бережливом производстве и его принципах мы уже рассказывали подробно на страницах нашей газеты в статье «Что такое бережливое производство?» (№192-194).

Фундаментальная основа «Дао Toyota» заключается в подходе к персоналу: в его воспитании, обучении и развитии. Книга учит нас тому, что ключ к успеху любой компании – это её сотрудники. Квалифицированные, трудолюбивые, ответственные, заинтересованные. Хотите добиться успеха – развивайте корпоративную культуру, учите людей думать и находить решение.
Система, построенная компанией «Тойота», обеспечивает сотрудников инструментами для непрерывного совершенствования своей работы. «Дао Toyota» – это своего рода культура, в основе которой – доверие к людям. Выявлять и решать скрытые проблемы можно лишь с помощью сотрудников. Если они не понимают задачи, которые перед ними поставлены, и не умеют работать в команде, система работать не будет – будут простои и накопление запасов. Персонал компании каждый день занимается коллективным решением проблем, и это позволяет научиться им работать совместно.

Например, один из инструментов бережливого производства, который ведёт к устранению потерь и учит работать в команде, называется «5S».

Сортируй: убери всё ненужное и оставь лишь то, что необходимо.

Соблюдай порядок: у каждого предмета есть своё место.

Содержи в чистоте: порядка без чистоты не бывает.

Стандартизируй: разрабатывай процедуры для поддержания первых трёх «S».

Совершенствуй: стимулируй, поддерживай самодисциплину.

Самой трудной составляющей метода «5S» является пятая: «совершенствуй». Но именно это положение является условием успеха данного инструмента. Выполнение этого положения невозможно без соответствующего образования и уровня подготовки сотрудников. Чтобы рабочие соблюдали правила эксплуатации, совершенствовали методы самодисциплины и своё рабочее место, их нужно поощрять. Успех придёт только тогда, когда будет соответствующая подготовка кадров и производственная культура. Лишь тогда поддержание и совершенствование станут привычным делом для всех: начиная с цеховых рабочих и заканчивая руководством.

Формат газетного обзора не позволяет подробно описать методы, рассказанные в книге, поэтому просто перечислю 14 принципов.
1
Принцип 1
Принимай управленческие решения с учётом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям.
2
Принцип 2
Процесс в виде непрерывного потока способствует выявлению проблем.
3
Принцип 3
Используй систему вытягивания, чтобы избежать перепроизводства.
4
Принцип 4
Распределяй объём работ равномерно: работай как черепаха, а не как заяц.
5
Принцип 5
Сделай остановку производства с целью решения проблем частью производственной культуры, если того требует качество.
6
Принцип 6
Стандартные задачи – основа непрерывного совершенствования и делегирования полномочий сотрудникам.
7
Принцип 7
Используй визуальный контроль, чтобы ни одна проблема не осталась незамеченной.
8
Принцип 8
Используй только надёжную, испытанную технологию.
9
Принцип 9
Воспитывай лидеров, которые досконально знают своё дело, исповедуют философию компании и могут научить этому других.
10
Принцип 10
Воспитывай незаурядных людей и формируй команды, исповедующие философию компании.
11
Принцип 11
Уважай своих партнёров и поставщиков, ставь перед ними трудные задачи и помогай им совершенствоваться.
12
Принцип 12
Чтобы разобраться в ситуации, надо увидеть всё своими глазами.
13
Принцип 13
Принимай решение не торопясь, на основе консенсуса, взвесив все возможные варианты; внедряя его, не медли.
14
Принцип 14
Станьте обучающейся структурой за счёт неустанного самоанализа и непрерывного совершенствования.
Предположим, что вы прочитали книгу, познакомились с производственной системой «Тойоты», с методами, применяемыми предприятием. Ввели у себя систему «Канбан», установили устройства для визуального контроля, а результата нет.

Начинать внедрение бережливого производства надо с сотрудников. Надо познакомить их с производственной культурой, которая стоит за TPS. Они должны научиться работать над совершенствованием системы и заниматься саморазвитием. Они должны активно вносить предложения по усовершенствованию.

Многие, прочитав обзор этой книги, зададут себе вопрос: как применить опыт и технологии фирмы «Тойота» в моей организации? У нас же нет японской философии и традиций. У нас другая культурная среда, и здесь эти методы работать не будут. Если просто скопировать чужой опыт и перенести его на новое производство, то ничего хорошего из этого не получится. Идея бережливого производства и заключается в том, что каждая компания должна создать свои принципы работы, которые нужны именно этой организации, и придерживаться их. Только тогда всё получится.
Татьяна Голец
заместитель директора
по качеству