Азы финансовой грамотности

В рубрике «Копилка руководителя» мы постараемся рассказать о тех знаниях, которые необходимы руководителю для успешного управления компанией.
Нужны ли руководителю финансовые знания, если у него есть финансовый директор и хороший бухгалтер? Нужна ли ему информация о системе налогообложения, о налогах, которые платит его предприятие? Нужно ли заглядывать в бухгалтерскую или другую учётную программу, чтобы посмотреть оперативные отчёты? Хорошему руководителю всё это просто необходимо знать. Без этих знаний трудно принять взвешенное и эффективное управленческое решение.
Что такое бухгалтерский учёт, налоговый учёт, управленческий учёт и финансовый менеджмент?
Это четыре кита успешного управления компанией.
Существует ошибочное мнение, что основная задача бухгалтера заключается только в составлении отчётности. Это не так.
Бухгалтерский учёт нужен компании прежде всего для того, чтобы быть успешными на рынке. Именно данные бухгалтерского учёта подскажут руководителю, какие в организации есть товарные запасы, каким оборудованием располагает компания, сколько денег на расчётном счёте. Именно бухгалтерский учёт помогает руководителю организации и подразделений принимать наиболее удачные решения. Без данных бухгалтерского учёта трудно представить работу сотрудников, занимающихся продажами и закупками, складских работников.
Бухгалтерский учёт ведётся так же в интересах владельцев компании, ведь именно им необходимы данные о полученной прибыли. Важными потребителями бухгалтерской информации являются потенциальные инвесторы и акционеры. Для принятия решения о вложении денег в предприятие они используют всю открытую информацию о бизнесе, в том числе и бухгалтерские отчёты.
Умение читать и анализировать бухгалтерские отчёты позволяет руководителю контролировать наличие и движение имущества и обязательств, получение положительных результатов хозяйственной деятельности.
Кроме знаний бухгалтерского учёта руководителю необходимы знания налогового учёта. Налоговый учёт организации обычно ведётся одновременно с бухгалтерским учётом и использует его данные. Налоговый учёт ведётся организацией только по тем налогам, по которым данная организация выступает в качестве налогоплательщика. Знания о налогах, ставках и порядке их расчётов необходимы руководителю. Своевременная налоговая отчётность и уплата всех налогов в срок – это экономия денежных средств на штрафах.
Для небольших компаний существуют различные налоговые льготы и в конце года надо обязательно провести сравнение уплаченных налогов с налогами по льготным системам налогообложения. Правильно подобранная система налогообложения – это ещё один шаг в построении успешного бизнеса.
Знания финансового менеджмента позволяют владельцу и управляющему компании повысить её привлекательность в глазах инвесторов и акционеров. Чёткую грань между финансами и бухгалтерским учётом провести невозможно. Бухгалтерская информация позволяет выявить и оценить финансовые последствия всех принятых решений руководителя и владельцев бизнеса. Любой бизнес создаётся для получения прибыли, но, получив прибыль, руководство компании должно ещё и правильно ею распорядиться. В этом ему помогают знания финансового менеджмента.
Важным навыком руководителя является умение читать и анализировать финансовую отчётность. Анализ «Баланса» позволяет понять структуру активов и обязательств, определить долю быстрореализуемых активов, оценить изменение запасов компании.
Анализ «Отчёта о финансовых результатах» даёт возможность руководителю увидеть рост или падение доходов, а отчёт «О движении денежных средств» позволяет оценить изменения денежных потоков.
Не все компании используют управленческий учёт, но все успешные предприятия им занимаются. Управленческий учёт ведется на основе правил, разработанных в компании и обычно составляет её коммерческую тайну. Руководство компании обычно принимает решения, которые основываются не только на данных бухгалтерской информации, но и на различных управленческих отчётах. Бухгалтерские отчёты отражают только свершившиеся факты, поэтому они отстают по времени от управленческих отчётов.
Для управленческого учёта создают дополнительные разрезы аналитики, учёт по заказам, планирование денежных потоков. Например, по данным бухгалтерского учёта, мы знаем, сколько денег у нас на расчётном счёте, а по данным управленческого учёта, мы должны как минимум от суммы по данным бухгалтерского учёта отнять сумму обязательных платежей на сегодня. А если мы ещё и знаем о запланированных поступлениях денег на расчётный счёт, то принимать решения становится ещё проще. Как это организовать? Вести не только учёт денежных средств, но и учёт по заявкам на расходования и поступления денежных средств. Организация учёта по заказам, когда на основании заказов от покупателей формируются заказы поставщикам, позволяет сократить складские запасы.
Ещё одна грань управленческого учёта – это анализ затрат, группировка затрат и самое сложное – это себестоимость продукции для производственных компаний. В понятие «управленческий учёт» входит не только учёт, который отражает текущее состояние бизнеса, но и обязательное планирование. Осуществление контроля за исполнением планов помогает принимать правильные управленческие решения. Большое внимание уделяется в управленческом учёте методам ценообразования и стратегическому планированию.
В этой статье очерчен круг знаний, которые необходимы успешному руководителю. Обзор литературы, посвящённой этим учётам, толкование сложных терминов читайте в следующих номерах газеты.
Татьяна Голец,
заместитель директора
по качеству