Дашборд.
Панель управления вашим бизнесом

Что такое «дашборд»? Может, это спортивный снаряд? Какое отношение этот термин имеет к бизнесу?

Всё чаще в рубрике «База знаний» появляются статьи, посвящённые тем или иным терминам. В результате активного использования интернета скорость обмена информацией между людьми возрастает. Как следствие – в языке появляются различные заимствования. Хорошо это или плохо? С одной стороны, это плохо, потому что речь становится малопонятной для большинства. С другой стороны, идёт активный обмен бизнес-информацией, которая зачастую очень полезна. Сегодня я познакомлю вас с понятием «дашборд». Что оно означает и почему это должно быть интересно руководителям?

Термин «дашборд» заимствован из английского. «Dashboard» переводится как «приборная панель». Это визуализация имеющихся данных. Наглядное представление необходимых нам показателей в режиме реального времени. Получается, это просто отчёт? Нет, дашборды – это не отчёты в привычном нам виде. Это панели управления, и отличает их то, что участие человека в обновлении данных становится ненужным. Все необходимые для анализа показатели они получают автоматически.

В бизнес-литературе это понятие активно начали использовать лишь в последнее время, но информационные панели знакомы человечеству уже давно. Специалисты в области визуализации считают наскальные рисунки первыми дашбордами человечества. В повседневной жизни мы сталкиваемся с ними регулярно. Многие в школьном возрасте заполняли дневники природы и рисовали графики температуры. Другие встретились с приборной панелью, сев за руль автомобиля. Третьи же своё знакомство с дашбордом начали с операционной системы Mac OS X 10.4.4.

Классическая информационная панель должна содержать статистические данные, графики и отчёты, в которых часто присутствуют элементы инфографики. Дашбордами также называют рабочие столы различных операционных систем, программные интерфейсы, виджеты, различные метрики. Иногда за этим понятием скрывается просто красиво оформленная информация с большим количеством данных.
Сейчас сложно представить предприятие, у которого нет хотя бы самого простого сайта. Однако с его появлением возникает потребность в измерении различных показателей, связанных с его функционированием. Это и количество посетителей за день, и количество запросов в разное время суток. Далее необходимость в получении информации начинает только возрастать. Вам становится интересно, откуда пользователь узнал о вас и в каком регионе он проживает. Если вы используете различные способы продвижения продукции или услуг, то сразу возникает вопрос: какой способ для этого самый эффективный? Объём поступающей информации увеличивается, а просматривать каждый показатель, отчёт и график отдельно, как это было изначально, неудобно. Возникает потребность увидеть всё сразу на одном экране, следовательно, это и есть необходимость в том, что назвали дашбордом.

Информационные панели помогут принять правильное управленческое решение. Хорошо сделанный дашборд позволяет в течение нескольких минут оценить всю важную для вас информацию. Она должна быть сгруппирована по смыслу и помещаться на один экран.

Многие компании уже оценили преимущества, которые им предоставляет дашборд. Они заказывают разработку информационной панели для своих задач. Руководство таких предприятий заинтересовано видеть зависимости и другие измерения в простом и компактном виде. При этом должны наглядно отображаться изменения того или иного показателя во времени.

Простой дашборд может сделать для своей компании опытный пользователь компьютера, используя популярный программный продукт Excel. Созданный самостоятельно, он будет самым понятным и любимым для вас. Самое сложное в этой работе – настройка обновления данных. Идея использования дашбордов так понравилась разработчикам программных продуктов, что почти все они уже имеют настраиваемые дашборды: это и Яндекс.Метрика, и популярная программа 1С:Бухгалтерия 8 с её отчётами для руководителя.
Дашборд должен обновляться в режиме реального времени. Для этого исходные данные должны постоянно накапливаться. Хороший информативный дашборд должен обладать следующими качествами:

  • быть простым – все показатели должны быть понятными;
  • позволять легко сравнивать – всё, что нужно сопоставить, должно быть рядом;
  • быть лёгким в просмотре исходных данных – они должны быть постоянно доступны;
  • быть простым в настройках – если для анализа потребовались новые данные, должен быть незамысловатый механизм их включения или отключения.

Специалисты различают три типа дашбордов.

1
Дашборд для управления процессами. Это информационные панели, которые используют руководители для управления своей компанией или отдельных процессов в ней. Основная цель этих панелей – дать руководителю всю необходимую информацию для принятия решений. Например, для финансового директора на ней обычно располагают сведения о выручке, денежных средствах, дебиторской и кредиторской задолженностях.
2
Дашборд для маркетинга и отдела рекламы. Такие информационные панели собирают общую статистику как по компании в целом, так и по отдельным маркетинговым мероприятиям или рекламным акциям. Информацию по вашему сайту можно получить, используя системы Яндекс.Метрика и Google Analytics. Они позволяют оценить эффективность рекламы, расположенной на вашем сайте, и ответить на ряд вопросов. Например, откуда к вам приходят посетители сайта.
3
В отдельную группу выделяют дашборды для отслеживания различных состояний. Они показывают не только текущее положение бизнес-процессов, но и любых других систем. В отличие от первой группы, где достаточно обновлять данные раз в день, эти информационные панели отображают состояние в режиме реального времени и оповещают пользователей при возникновении каких-либо отклонений.
Дашборды на компьютерах, планшетах и телефонах необходимы не только для бизнеса. Всё чаще их начинают использовать в обычной жизни. Появляются бытовые устройства, оснащённые информационными панелями. Например, smart-часы. Не удивительно, что в скором времени все бытовые приборы будут оснащены дашбордами и при необходимости будут сообщать нам аналитическую информацию. Газовая плита – сколько времени мы потратили на приготовление блюда и сколько раз мы потом его подогревали. Стиральная машина – сколько раз мы постирали ту или иную вещь. А холодильник будет показывать количество съеденных каждым членом семьи калорий.

В этой статье были использованы понятия «метрики», «виджеты», «инфографика». Все они также нуждаются в толковании. Об этих терминах мы поговорим в следующих статьях в рубрике «База знаний. Словарь терминов».
Татьяна Голец
заместитель директора
по качеству