Вам не нужна CRM!

Согласитесь, странно читать такую фразу в издании компании, которая зарабатывает на продаже, внедрении и обслуживании Customer Relationship Management (сокращённо CRM). Тем не менее, я повторю, в 90% случаев вам не нужна CRM. Почему так? Давайте разбираться.

Зачем вам нужна CRM, когда вы и без помощи этих бестолковых бизнес-аналитиков отлично знаете, как устроен и работает ваш бизнес. А они будут приставать, задавать вопросы: что да как. Зачем вам это беспокойство, когда жить спонтанно гораздо проще и привычнее. Захотел – начал продавать носки, захотел – бросил заниматься обслуживанием газовых плит. В конце концов, если вы захотите упорядочить это, вы и без них сможете разобраться и окончательно решить, чем вы будете заниматься, с кем советоваться и на что ориентироваться. А то извольте объяснять, чем вы обычно руководствуетесь, открывая новое направление деятельности. Какие процессы при этом запускаются, а какие перестраиваются на новый порядок.
Кстати, о процессах. Этим противным специалистам по внедрению придётся расписывать ваши бизнес-процессы. Они ведь непременно захотят их автоматизировать, а заодно ввести в базу всех ваших контрагентов и ответственных лиц за разные вопросы. Ну зачем вам это?! И так понятно, что надо сделать, чтобы закупить, например, воду в офис. Надо просто сказать Маше (или Лене), чтобы она позвонила этим, ну которые водой занимаются, и заказала. А если у Виолетты Равильевны опять не формируется «чтототамв1С», то надо сказать Лене (или Маше, постоянно их путаю), чтобы позвонила тем, ну которые батарея (или печка). Тьфу, опять забыл! Точно, камин, чтобы прислали этого, который маленький такой. Опять-таки, чтобы не было стыдно перед этими внедренцами, придётся разобраться, что же такое эти самые бизнес-процессы. Не дай бог ещё после этого всё упорядочится, наладится, перестанет быть постоянным авралом и начнёт приносить прибыль. Что вы с ней будете делать? Кому нужно, чтобы с процессами, которые целый месяц кормят 3-4 квалифицированных специалистов, справлялся один администратор всего за полдня. Что вы будете делать со специалистами? Да и в конце концов, если уж так хотите, достаточно самим, без сторонней помощи и этой пресловутой CRM, прописать процессы и разобраться с организацией. Зачем тратить деньги?
К слову о сотрудниках. Рано или поздно внедрение выйдет на этап настройки прав доступа пользователей. И вам придётся не только самому вникать, кто же на самом деле, что у вас делает, но и объяснять это абсолютно посторонним людям. И как вы собираетесь им говорить, что единственная функция Маши – подавать вам по утрам кофе, а всё остальное время она сидит в инстаграмме? А Илья выполняет обязанности «хорошего парня» и работает у вас только потому, что он сын Зинаиды Сергеевны? И хотя в организации все и так про это знают, но тут придётся об этом говорить во всеуслышание или что-то придумывать, оправдывая их присутствие. А если не получится придумать? Увольнять их что ли? Ещё чего!
Есть и ещё один весьма существенный недостаток от внедрения CRM. Вам придётся больше работать! Об этом даже подумать страшно. Как хорошо без неё! Дал задание продавцам подготовить отчёт о продажах, отчитаться, на каком этапе находятся сделки, и жди минимум полдня (это если они продвинутые и пользуются гуглдоксами или эксельками). Ты же в это время можешь смотреть футбол или в сетях котиков лайкать, пока они там свои циферки считают и записи сводят. В конце концов, кому нужна оперативность и точность? Подумаешь, на миллион-другой ошибутся (или обманут). От вас не убудет! А с CRM придётся принимать решение и корректировать работу сотрудников в режиме реального времени.
Кто-то может начать возражать, что только с CRM возможно оценивать качество и количество лидов (в переводе на русский – обращений клиентов), качество их обработки вашим отделом продаж, контролировать повторные продажи… Но вам-то это всё зачем? Во-первых, чтобы оценивать лиды, надо, чтобы это был постоянный и довольно серьёзный поток. А это может обеспечить только грамотный маркетинг. Значит, придётся и его приводить в порядок. Вы ещё предложите интеграцию сайта, почты и CRM настроить! Может вам и IP-телефонию подключить, чтобы всё сразу в систему попадало, обрабатывалось, крутилось и вертелось? Фантазёры! Во-вторых, чтобы потом оценить, как внедрение CRM повлияло на качество работы отдела продаж, надо измерить его эффективность до внедрения. И кто этим будет заниматься?
Другие могут вспомнить про безопасность. Мол, только CRM позволяет вам сохранить базу клиентов со всеми наработками (планами, этапами продажи) при увольнении ключевого сотрудника. Сохраняет, если этот самый сотрудник вносил всё в программу. А это вовсе не обязательно. Ведь это лишние телодвижения, если, конечно, у вас не автоматизирован и не интегрирован каждый шаг, как мы писали в предыдущем абзаце.

Есть и такие «адвентисты бизнес-молодости», которые жизни и бизнеса не представляют без CRM. У них один ответ на любую непонятную ситуацию: «Надо внедрять CRM!». Они даже отпуск планируют с помощью этой системы. Но вы же не они. Вы и так прекрасно справляетесь. Задачи и планы можно расписать в Оутлуке, документы хранить в облачном хранилище, переписываться в Ватсапе, проектами управлять с помощью таблички на ГуглДокс… Что? Всё это в одном месте? Зачем? Барство это и никому не нужная роскошь.

Внедрение CRM гарантирует увеличение продаж и прибыль минимум на 20% за счёт сокращение издержек и повышения эффективности работы? Чаще всего это происходит благодаря наведению порядка в вашем бизнесе. Согласитесь, что для этого не нужны многотысячные затраты на приобретение и внедрение. Тем более что качественно внедрить такую комплексную систему, может далеко не каждый специалист. Наши, например, расписаны минимум на год вперёд. Вы готовы столько ждать? А без качественного внедрения и интеграции эта дорогостоящая система для вас всё равно, что карьерный самосвал для выпускника автошколы.

Что? Мы вас не отговорили? Вы всё равно хотите попробовать этот инструмент? Даже и не знаем, чем вам помочь. Может вас устроит для начала бесплатный вариант Битрикс24? Ну или тот блок CRM, который есть в 1С:Управлении нашей фирмой или 1С:Управлении торговлей ? Не знаете? Сомневаетесь? Приходите к нам в отдел продаж. Чего-нибудь подберём.
Ольга Шилова
ведущий специалист отдела маркетинга
фирмы КАМИН