«Хочешь узнать своего главного врага – посмотри в зеркало. Справься с ним – остальные разбегутся». © Михаил Литвак
Главный враг развития бизнеса
Рассказали мне такую историю. В одной компании искали человека на вакантную должность. И всё бы ничего, но заказ на подбор человека передали кадровому агентству, а те с задачей, по мнению организации-заказчика, не справились. Присылали кандидатов, совершенно не подходящих клиенту. И можно было бы посочувствовать, что попались на приманку дилетантов и мошенников, если бы не маленькое дополнение. Кадровому агентству было озвучено только название должности, а сами требования не описаны. И сразу картина меняется. Т.е. вы сказали подобрать вам кандидата, не обозначив критерии, которым он должен соответствовать, что должен уметь, каким опытом должен обладать?! Каждый, кто проходил тренинг по подбору персонала, знает, что с этого надо начинать!
Я пребывала после этого рассказа в задумчивости над традиционным русским вопросом: «Кто виноват?» – и вот почему. Почти каждый день я слышу о подобных случаях или становлюсь свидетелем однотипных ситуаций не только в офисе КАМИНа, но и на всевозможных профессиональных и предпринимательских форумах и в чатах в соцсетях. «Нам не платят за выполненные работы», – плачут одни, начав выполнять работы с неподписанным договором. «Какую купить программу, чтобы сократить бесконечный справочник «Номенклатура»? Ведь сотрудники при каждом поступлении товара создают новую карточку», – вопрошают в соцсетях другие. «Как начислить зарплату человеку, которого я не записала в программе с самого начала, как это требует законодательство?», – пытаются получить консультацию у наших специалистов третьи.
Конечно, они не всегда спрашивают именно такими словами. Часто это всё весьма завуалированно. И только в процессе общения и сбора информации о ситуации у клиента нашим специалистам удаётся докопаться до сути. И хорошо, если человек готов общаться и отвечать на вопросы, которые ему кажутся не относящимися к делу. Тогда есть шанс помочь ему решить его проблемы. Если нет, то итог, увы, почти всегда предсказуем. Потратив деньги и не получив нужного результата, человек винит в произошедшем… Правильно, исполнителя, вторую сторону. Вот и появляются потом на форумах предпринимателей запросы: «Посоветуйте CRM, в которой ещё можно и склад вести. Только 1С не предлагать». Начинают другие участники форума у таких предпринимателей спрашивать: «Чем им 1С не угодила?». И выясняется, что был у них печальный опыт, когда выбрали исполнителя и программу подешевле. Деньги потратили, а результата не достигли. И при этом все прекрасно помнят и оперируют банальностями из серии «скупой платит дважды» и «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи». Но опять и опять пытаются сэкономить. Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса.
Хотя нет, чудеса иногда бывают. И есть шанс получить очень качественную услугу за маленькие деньги или совсем бесплатно. Это в тех случаях, когда профессиональные команды начинают осваивать новую для себя отрасль. Такие команды всегда предупреждают, что цена низкая, потому что клиент будет «подопытным кроликом», «кошкой», на которой будут тренироваться. И это главная отличительная черта качественной услуги за маленькую стоимость. Правда за всю мою почти 15-летнюю трудовую деятельность свидетелем такого чуда я становилась всего дважды. И один раз это была именно фирма КАМИН. В остальных же случаях, когда вы выбираете услугу подешевле, вы часто так же окажетесь подопытным кроликом. Но всегда ли вам об этом скажут?
Вторая причина появления таких проблем – это неумение или нежелание чётко и конкретно сформулировать свои потребности и признать свои возможности. Т.е. составить грамотное техническое задание и план проекта, о необходимости которых мы уже писали раньше. Как в том анекдоте: «Все помнят, что ковчег построил любитель. Профессионалы построили Титаник. Вот только все забывают, кто составлял техзадание на ковчег». Вот и получается, что пытаясь обвинить всех вокруг в своих проблемах, мы теряем главное – возможность развиваться. Поэтому в следующий раз, когда будете пытаться найти причину, почему купленная программа, на которую была потрачена куча денег, не работает, вспомните Теодора Рузвельта в пересказе Евгения Гришковца: «Если бы вы могли дать пинка человеку, ответственному за большинство ваших неприятностей, вы бы не сидели в течение месяца». Мягче и деликатнее об этом сказал известный российский психолог Михаил Литвак. Его цитату я привела в качестве эпиграфа к этой статье. Вспоминайте эти два великих высказывания и будьте терпеливее, когда консультант «мучает» вас вопросами о вашем бизнесе. Это он не со зла! Он просто искренне пытается вам помочь!
Хотите, чтобы вам действительно помогли решить ваши проблемы, а не создали новые? Приходите!
Ольга Шилова
ведущий специалист отдела маркетинга
фирмы КАМИН