Специальная оценка условий труда становится обязательной для всех

Незаметно подходит 2019 год, и с начала года на многие предприятия свалится новая «напасть» — специальная оценка условий труда или СОУТ.

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В статье 212 перечислено 25 различных обязанностей работодателя по охране труда сотрудников. Одной из этих обязанностей является «проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда». Это требование введено Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ и действует с 1 января 2014 года.

Специальная оценка условий труда регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ. Несколько лет назад мы подробно писали об этом законе, но сейчас эту информацию надо «освежить», тем более, что за прошедшие 5 лет в закон № 426-ФЗ внесено немало изменений.

Согласно закону специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

СОУТ в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих должна регулироваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ или субъектов Российской Федерации, однако, до настоящего времени таких актов не было принято.

Следовательно, СОУТ в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих проводить не нужно. Но это не означает, что СОУТ не нужно проводить в государственных и муниципальных учреждениях. В отношении условий труда сотрудников таких учреждений, не являющихся государственными или муниципальными служащими (бухгалтеров, программистов, водителей), СОУТ проводить нужно.

Таким образом, под СОУТ попадают все коммерческие и некоммерческие организации, все бюджетные учреждения, а также все ИП, у которых есть наёмные работники.
СОУТ проводится совместно работодателем и организацией, соответствующей определённым требованиям:

  • в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов её деятельности должно быть проведение специальной оценки условий труда;

  • в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ;

  • в составе организации должна быть испытательная лаборатория, аккредитованная в национальной системе аккредитации, областью аккредитации которой является проведение исследований и измерений вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

СОУТ заключается в выявлении экспертом организации, проводящей СОУТ, потенциально вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах. Исследуются все без исключения рабочие места организации.

В случае, если вредные или опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных вредных или опасных производственных факторов. Исследования и измерения фактических значений вредных или опасных производственных факторов осуществляются в этом случае испытательной лабораторией, экспертами или иными работниками организации, проводящей СОУТ.

Количество проверяемых рабочих мест можно сократить с учётом так называемых «аналогичных рабочих мест», которыми признаются рабочие места, расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты. При наличии аналогичных рабочих мест можно ограничиться проверкой 20% таких мест (но не менее двух) каждого вида.

В отношении рабочих мест, на которых вредные или опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований и измерений вредных или опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подаёт в орган Роструда по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

СОУТ нужно проводить каждые 5 лет. Декларация соответствия условий труда действует также 5 лет, при этом если за эти 5 лет условия труда на декларируемых рабочих местах предприятия не изменились, то декларация автоматически продляется на следующие 5 лет.

Переходными положениями закона № 426-ФЗ установлено, что специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. Следовательно, до конца 2018 года все организации и индивидуальные предприниматели, имеющие наёмных работников, обязаны провести СОУТ.
Санкции за отсутствие проведения СОУТ очень суровые. Пунктом 2 статьи 5.27.1 Кодекса об административных нарушениях установлено, что «нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или её непроведение, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей».
Вы можете спросить, а как же узнают проверяющие органы о том, что у вас не проведена специальная оценка условий труда? Да очень просто! В отчёте по форме 4-ФСС, подаваемом ежеквартально в ФСС, есть специальная таблица № 5, заполняемая по данным проведённой СОУТ. В графе 4 этой таблицы отражается количество рабочих мест, в отношении условий труда на которых проведена СОУТ на начало года. Большинство предприятий малого бизнеса, бюджетных учреждений и ИП эту графу пока не заполняют, и ФСС не может предъявить им претензий, поскольку до конца 2018 года отсутствие СОУТ не является нарушением. Но уже по итогам 1-го квартала 2019 года ноль в этой графе формы 4-ФСС будет свидетельствовать об административном нарушении и являться поводом для применения штрафа.

Не стоит надеяться, что работодатель может не проводить СОУТ и отделаться одним, хотя и достаточно большим, штрафом. Для тех, кто после первого штрафа не устранит нарушений (не проведёт СОУТ), санкции становятся намного более серьёзными:

  • для должностных лиц штраф в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трёх лет;
  • для ИП - штраф от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц — штраф от 100 000 до 200 000 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Сейчас, в конце 2018 года, ситуация на рынке услуг по СОУТ довольно напряжённая. Организаций, проводящих СОУТ, не очень много, и они перегружены заказами — многие предприятия «проснулись» и начали заниматься СОУТ только сейчас. Цены на СОУТ достаточно высокие, например, в Калуге стоимость проведения СОУТ составляет в среднем 1 500 рублей за рабочее место.

Тем не менее, деваться некуда — СОУТ надо проводить!
Тупицын Борис Михайлович
директор фирмы КАМИН