В
предыдущей статье мы обсуждали способность продавца создавать первое положительное впечатление. Следующий навык, достойный внимания – навык задавать вопросы.
Не рассчитывайте, что это просто. Уметь задать вопрос могут немногие, я бы сказала – единицы. И, в отличие от обаяния, которым можно заменить отсутствие навыка нравиться людям с первого взгляда, с ним не рождаются. И те, кто умеют это делать, этому точно учились.
Я говорю продавцам: «Кто умеет задавать вопросы – правит миром». Масштабно, конечно, зато искренне. Судите сами, кроме возможности узнать информацию, правильные вопросы дают нам следующие преимущества: помогают обрести доверие и расслабляют, показывают значимость для нас собеседника, помогают выиграть время, создают диалог или иллюзию диалога, наводят собеседника на мысли и помогают ему принимать решение, отвлекают от ненужной темы или направляют разговор в нужное русло. И это далеко не полный список. А ещё за столом переговоров правильным вопросом можно спасти ситуацию. У поваров есть секрет: испорченное блюдо можно исправить соусом. Так вот, вопросы – это как соус, добавляющий больше вкуса к вашему предложению или, как аперитив, разогревающий желание купить. А вот неумение правильно спросить чревато негативной реакцией. Собеседника можно обидеть, разозлить, он может расстроиться и закрыться. В общем, полный провал.